Дина Якушина эксклюзивно для Zankyou Weddings: «В 6 лет я сделала мост»

Дина Якушина — поистине неуловимый декоратор, ведь география ее проектов настолько обширна, что никогда не знаешь, когда и где ее можно застать. Zankyou повезло, и в одно ненастное сентябрьское утро мы встретились с Диной, чтобы поговорить о творчестве, работе за рубежом, идеях для новых проектов и о многих других интересных вещах. Получилось неожиданно и откровенно!

Декоратор Дина Якушина, фотограф Марина Фадеева

О работе за границей

Zankyou Weddings: Дина, мы поймали тебя между твоими поездками в Австралию, Барселону и Эстонию. Логично напрашивается вопрос — как тебе работается за рубежом, проще ли и в чем особенности?

Дина Якушина: В чем-то проще, а в чем-то — совсем нет. В Европе не делают того, что делают у нас, есть также и своя специфика. Там у людей другой менталитет, который мы, русские, часто подвергаем испытаниям. Например, если во Франции в роскошном шато я прошу подвинуть столы, то меня спросят: «А зачем? Они так уже 300 лет стоят». Не то, чтобы они не хотели, просто им даже в голову не приходят иногда такие идеи, которые приходят нам. Конечно, у них своя история, уклад жизни, это — нормально.

Самый показательный случай, который был у меня в практике, произошел в Монако. Отель, перед ним — строй машин класса люкс. Сразу становится ясен уровень. При этом оформление было достаточно простым на наш взгляд. Управляющий отелем там заканчивает работу в 6 часов вечера, поэтому когда я увидела его в 6.30 на площадке, удивленно спросила, что он там еще делает в такое время. На что он ответил, что никогда в жизни не видел ничего подобного! Что было такого особенного? Так как мы были в Монако, очевидной ассоциацией были яхты и регата, поэтому мы сделали мини-регату в бассейне при отеле, где проходило торжество — привязали воздушным шарикам вилки, чтобы они плавали, как поплавки, и запустили радиоуправляемые яхты. Это-то и поразило! А для нас — совершенно логичная и простая вещь.

Бывают сложности со временем. В Европе не готовятся к свадьбе за 3 месяца, как это делают русские. С этим связаны многие сложности, потому что могут отказать в поставке каких-то необходимых материалов, если вы обратились слишком поздно. Абсолютно реальный случай — заказывали стулья за 3 недели до свадьбы во Франции. Нам отказались их привезти, хотя они были в наличии, именно потому, что обратились слишком поздно! Никогда бы не поверила, если бы это не произошло в моей практике. Помогают только личные знакомства.

При этом не стоит думать, что там все плохо! Наоборот, я очень позитивно настроена, потому что сейчас европейские пары смотрят на то, что мы делаем, и хотят также, поэтому и рынок постепенно начинает меняться. Сейчас там очень интересно работать!

ZW: Так как ты очень много путешествуешь, расскажи, пожалуйста, есть ли у тебя место силы и где оно?

ДЯ: Это, конечно, Австралия. Для меня это — лучшая страна в мире. Природа, океан — море никогда не сравнится с океаном! — люди. Очень советую там побывать. О стране можно говорить бесконечно, но мне она совершенно изменила взгляд на мир. Года хватило, чтобы понять, что здесь [в Москве — прим.ред.] слишком много людей живет, чтобы работать, а Австралия работает, чтобы жить, и это бесконечно круто. Особенно важно понимание life-work balance [баланс между временем, отведенным на жизнь и работу — прим.ред.], потому что в колледже нас этому отдельно учили, предмет был такой.

Декоратор Дина Якушина, фотограф Марина Фадеева

О преподавании и особенностях работы декоратором

Дина — преданный фанат Moscow Flower School, где она преподает бок о бок с лучшими профессионалами свадебной и не только сфер. Декоратор рассказывает, что в мечтах видит филиал школы даже в Австралии, куда она сама хочет переехать. MFS – уникальный проект, это можно сказать без преувеличений, поэтому мы расспросили Дину о ее опыте преподавания, учениках и самой школе.

ZW: В школе учатся в основном люди из регионов, и понятно, что ты, как профессионал высочайшего класса, практически ломаешь им картину мира и разрываешь шаблоны о том, что такое вообще свадебный декор и флористика. Но бывает ли такое, что ученики поражают тебя и открывают что-то новое?

ДЯ: Да, бывает такое, хотя и редко. Когда школа работала только оффлайн, до моей поездки в Австралию, я давала ученикам задание: мы разбирали свадебную церемонию, и студенты должны были в классе сделать подборку на заданную мной тему. Случается такое, что у декораторов есть «перекос» – они любят, например, бохо и делают его, а современный хай-тек они уже сделать не могут. Декоратор же должен работать в любом стиле, который нравится клиенту. Хотя всегда есть исключения, можно работать и в своем особенном стиле, узнаваемом и уникальном, как, например, «Фейерики» (Feerique Event&Emotions – прим.ред.) – они восхитительны в своей особенной нише, их оформления очень узнаваемы и нереально круты, при этом их талант работать с небольшими бюджетами вообще непостижим!

Так вот, бывали девочки, которые в классе делали такие подборки, что я говорила: «Я беру вас работать на своих проектах. Или если бы я выходила замуж и это было бы прямо сейчас, я бы вам это доверила, делайте!» Хотя я эти темы уже сотни раз перерывала — готику какую-нибудь или пляжную свадьбу, – а они находили такие вариации, что я со всем своим опытом говорила: «Это — чума».

Но честно — это небольшой процент. Связано это прежде всего с насмотренностью. Ведь это то, что отличает профессионала от новичка. То есть, скажем, дай нам тему «Свадьба в стиле бирюзовых кресел» (стоявших в кафе, где проходила беседа — прим.ред.), мы [профессионалы] через 15 минут вам «накидаем» уже миллион идей просто потому, что мы много чего видели и уже можем из каких-то совсем несвадебных объектов развить тему. Но есть видимо уникумы, у которых это — просто в крови, и они сразу идут нестандартными методами.

Декоратор Дина Якушина, фотограф Лилия Горланова
Декоратор Дина Якушина, фотограф Лилия Горланова

ZW: А эта самая насмотренность не мешает? Не бывает такого, что перечень идей замыкается, и дальше просто некуда идти?

ДЯ: Нет, мне не мешает. Чаще всего этот перечень идей замыкает клиент или бюджет. Я всегда прошу клиента озвучить максимальный бюджет на декор. Потому что есть темы, которые априори невозможно сделать с маленьким бюджетом. Возьмем к примеру «Великий Гэтсби» и «Хроники Нарнии». Вторую намного легче сделать с небольшим бюджетом, а Гэтсби — все эти стразы, золото, перья — нельзя реализовать на маленький бюджет, чтобы смотрелось качественно. Поэтому одна из основных ошибок начинающих декораторов — браться за темы, на которые отведен маленький бюджет, но требующих действительно больших затрат.

ZW: То есть получается, что насмотренность — инструмент, получаемый с опытом, а несоразмерность предоставляемого клиентом бюджета и реально требуемых затрат — основная ошибка начинающего декоратора. Есть ли еще какие-то ошибки, о которых, возможно, ты рассказываешь студентам?

ДЯ: Бывает, что приходят девочки с представлением, что мы [декораторы] — цветочные феи. Я ненавижу эти разговоры о цветочных феях, потому что это — в первую очередь бизнес, его специфика такова, что мы работаем с красотой, но все-таки это бизнес, и ты не можешь впасть в ступор на площадке, если, вдруг, что-то пошло не так. Нужно быть собранной и готовой решать проблему. У меня была менеджер, которая придумывала совершенно замечательные идеи и разворачивала задачи небанальным способом, делая реально красивые проекты. Но мы с ней очень ругались на площадке, потому что она просто не могла сконцентрироваться и держать все под контролем.

Если у тебя это не получается, нужно объединяться с кем-то, кто сохраняет холодную голову в стрессовой ситуации. Это нормально! Например, человек дает идеи, он очень творческий, но в критической ситуации реально впадает в ступор, ему на помощь должен приходить кто-то, кто не теряет голову.

Я в стрессовой ситуации «проорусь» три минуты, глубоко вздохну и пойду решать. Но если человек очень творческий, то нужно найти себе в пару кого-то, кто будет заведовать сметами, монтажом, тогда это будет идеальный тандем.

Видно, что не все совмещают в себе творчество и бизнес подход, а это необходимо, особенно в начале. Бесконечная тема комиссия агентства — многие недовольны и считают это грабежом, 10% отдавать агентству. Мне кажется, это справедливая цена за то, насколько они облегчают жизнь и работу декораторам. Напрашивается вопрос, откуда это возмущение? Тогда выясняется, что у кого-то прибыль от проекта 10-15%, а какой бизнес может выжить за такой процент? С чего в конце концов платить налоги? Неумение построить бизнес — также очень большая ошибка, поэтому если вы не знаете, как все работает, нужно нанять бизнес консультанта, который спланирует все вместе с вами. В школе мы это все объясняем — как должна строиться работа, какой должна быть прибыльность по проекту, как составлять сметы. Иначе зачем все это?

Декоратор Дина Якушина, фотограф Марина Муравник
Декоратор Дина Якушина, фотограф Марина Муравник

ZW: То есть, если суммировать, получается, что на уроках вы затрагиваете эстетическую часть и «суровую» прагматическую?

ДЯ: Да, и сметы, и работу с материалами, и конструктивы.

Курс разбит на три ступени. На первой мы даем самые основы — работа с Pinterest, например. Сейчас прошла первая ступень онлайн-курса, и уже заметно, что кто-то не понял, как делать подборку, я объяснила, люди переделали и уже видно, что разобрались и начали понимать, как все делается. Рассказываем про расстановку столов в помещении, чтобы все хорошо выглядело — на этом задании у нас вообще куча разборок было! Для нас это элементарные вещи, а для учеников бывает сложно разобраться. Здесь же мы рассказываем и о базовых материалах и инструментах, например, о том, что есть шуруповерт, что он бывает двух типов — аккумуляторный и от сети, что есть разные степлеры. То есть основу для того, чтобы собрать, скажем, деревянную арку.

Я все это знаю от папы, он — инженер, так что это в какой-то степени даже гены. Есть история, я ее всем рассказываю, как я в 6 лет собрала на даче мост — папа подготовил доски, а я все сколотила, и мост простоял до моих 25 лет, когда мы продавали дачу.

Папа меня также научил правильно чертить схемы, чертежи и планы, чтобы они были понятны монтажникам. Если все сделано правильно, то на площадке потребуется минимальный контроль строительного процесса.

На второй ступени мы больше работаем с идеями, как создать дизайн-проект, который фактически продаст сам себя клиенту, а на третьей о специфических материалах, инструментах и реализации самого проекта.

ZW: А сейчас бывает такое, что ты обращаешься к папе за помощью в решении каких-то технических вопросов?

ДЯ: Обращаюсь, причем бывает такое, что он находит какое-то совсем тривиальное решение, которое мне в голову не приходит, потому что часто усложняю саму задачу.

Как видно, работа декоратора — не только красота, но и серьезная инженерная работа, которая требует и знания материалов, и знания физики, о чем Дина рассказывает на своих лекциях.

ДЯ: Есть такое понятие, как момент опрокидывания — то, что необходимо знать, чтобы ничего на площадке не упало. Простейшая формула, буквально x/y=z, ее нужно один раз понять и все. Но на лекциях, когда я их вела оффлайн, было видно, как через минуту у студентов стекленеют глаза. Это нужно понять и знать, потому что не должно ничего падать. Я практически от каждого организатора слышала историю об упавшей арке или заднике. Такого быть не должно, потому что никто не знает, что может произойти: пьяный прислонится к арке до начала церемонии или кто-нибудь споткнется — все полетит. Я — «шизик», у меня все намертво стоит, чтобы только торнадо могло снести.

Декоратор Дина Якушина, фотограф Катя Романова

О вдохновении и эстетике

ZW: Дина, скажи, пожалуйста, а есть ли у тебя какие-то стили-фавориты? Что-то, что всегда нравится?

ДЯ: Мне очень нравится то, что сейчас называется Fine Art, когда все подбирается со вкусом и вниманием к каждой детали [светлая и часто монотонная гамма — прим. ред.]. Еще мне очень близок стиль Clean and Simple, когда все очень минималистично и сдержано. Люблю новые нестандартные материалы или сочетания, недавно, например, выкладывала у себя в сториз подсвечники из бетона со стеклянной колбой и одиночным антуриумом — вот такое мне всегда очень нравилось. Еще то, что я называю «мрачняк» – готика или что-то еще темнее.

ZW: Ты видишь много интересных мест и наверняка многое тебя вдохновляет. Могла бы ты рассказать о последнем вдохновляющем событии, месте, культурном переживании?

ДЯ: С культурными переживаниями все сложно, но в Австралии перед моим отъездом я сходила на motivation speaking Арнольда Шварцнеггера, и это было круто. То есть он рассказывал о том, как поднимал бодибилдинг в эру, не помню точно, бейсбола или американского футбола. Когда все вокруг говорили, что это никому не интересно. [Рассказывал о том,] как его заставляли поменять имя и фамилию, потому что говорили, что он никогда не прорвется с такими данными, что ему надо работать над акцентом. Особенно мне понравилось, как он рассказывал о бизнесе, у него же их много, так что он и сейчас часто встречается с бизнесменами, стартаперами, и говорит, что многие начинают рассказывать о вариантах «если это не получится, то мы попробуем это, а если и то не получится, то тогда..». Он говорит, что так не работает, нет места для плана Б, есть только место для плана А.

Уже полгода прошло, а я все еще помню его речь от А до Я, настолько это было заряжающе, вдохновляюще, и даже сейчас, когда у меня в разработке находится несколько совершенно новых проектов и не все идет гладко и хочется опустить руки, я вспоминаю все то, о чем он рассказывал, и стремлюсь впередПотому что понимаешь, если это было возможно, то все остальное в наше время тем более реализуемо.

Такое уважение к этому человеку [испытываю], что какие там Тони Роббинсы, они никогда с ним не сравнятся.

Декоратор Дина Якушина, фотограф Катя Коздурова

ZW: Есть ли у тебя какие-то идеи, которые хочется осуществить, но пока не предоставлялось возможности?

ДЯ: Мне бы очень хотелось сделать с большим бюджетом «Игру престолов» в замке, прям никаких ограничений и по полной программе.

Есть еще также цветы, которые, как мне кажется, недооценены в современной флористике. Но я всегда говорила, что нет плохих цветов, надо просто уметь с ними работать. Например, гербера. У многих начинается нервный тик при упоминании этого цветка, но у меня есть мечта оформить свадьбу только герберами, без зелени, хорошими сортами, которые я вижу, например, в онлайн-шопе, где закупаю цветы. Есть даже идея сделать мудборд и разместить его на сайте, чтобы показать, как вообще можно сделать вещи, которых все избегают.

Давно уже хочется сделать проект с моногортензией. А еще — это практически прямая отсылка к Шварцнеггеру — проект в стиле «Безумного Макса» где-нибудь в пустыне или в Гранд Каньоне. Вот это была бы бомба!

Декоратор Дина Якушина, фотограф Андрей Байда
Декоратор Дина Якушина, фото: Олег Шел

Проекты Дины Якушиной всегда разные, но одинаково восхитительны. При этом декоратор подчеркивает, что свадьба обязательно должна быть отражением пары, что должны присутствовать детали, которые бы рассказывали их историю, даже если они будут считываться только женихом и невестой. Потому что свадьба — праздник только о них и для них, а значит задача декоратора — помочь паре выразить свою индивидуальность

Свяжитесь с подрядчиками, указанными в данной статье

Написать комментарий

Михаил Левчук
Михаил Левчук эксклюзивно для Zankyou Weddings: об экспериментах и видео
Сложно поверить, но до 2010 года Михаил Левчук — один из ведущих видеографов России — даже представления не имел о том, что существует вообще такое явление, как свадебное кино. У него ведь образование совсем из другой области! Как же вышло, что теперь он - один из главных свадебных режиссеров России?
Фото: Ксения Белолуцкая
Honey&May эксклюзивно для Zankyou Weddings: «Дело не в деталях, а в том ощущении, что мы создаем»
На одном из воркшопов для фотографов мы встретились с Евгенией Черновой — основательницей студии Honey&May. Стараясь не отвлекать декоратора от оформления пространства, мы спросили о том, как все начиналось, готовы ли современные пары на эксперименты и о специфике работы в свадебной сфере.
Фотограф Марго Ермолаева
The Ritz-Carlton, Moscow: эксклюзивно для Zankyou Weddings
The Ritz-Carlton — известно ли вам это имя? Уверены, что да. Так, солнечным майским утром Zankyou Weddings отправились в гости в The Ritz-Carlton Moscow, чтобы узнать, каково это — организовать праздник в стенах этого роскошного отеля.
Вы хотите добавить вашу компанию в каталог Zankyou?
Если вы свадебный профессионал, Zankyou дает возможность, чтобы о ваших услугах узнали тысячи пар, готовящихся к свадьбе в более чем 23 странах мира. Больше информации